Футеровка вала: материалы и способы
Футеровка вала или барабана конвейера заключается в нанесении на него дополнительного покрытия. Она может преследовать разную цель. В зависимости от материала можно:
- предотвратить проскальзывание транспортировочных лент,
- уменьшить шум и вибрацию при работе,
- снизить негативное влияние воды и масел,
- минимизировать вероятность соскальзывания или смещения полотна.
Конечно, конвейер может работать и без футеровки, но любое покрытие препятствует естественному износу барабана или вала, фактически отсрочивая капитальный ремонт линии или замену дорогостоящих узлов.
Процедура футеровки
Процесс состоит из серии стандартных этапов:
- Удаление старого покрытия (при его наличии).
- Визуальная оценка целостности (износа) вала.
- Очистка и подготовка поверхности.
- Нанесения покрытия в соответствии с выбранной технологией.
- Дополнительная механическая обработка: нанесение отверстий, канавок и т.д.
- Шлифовка.
- Балансировка, в том числе, в динамике.
Материалы
В качестве покрытия обычно используются следующие материалы:
- Резина – универсальный материал, стойкий к истиранию, обладает хорошим сцеплением, подходит для тяжелой промышленности.
- ПВХ (поливинилхлорид) – менее износостоек при механических воздействиях, но прост в очистке и устойчив к действию влаги и химических веществ.
- ПУ (полиуретан) – более стойкая синтетическая альтернатива ПВХ. Выше устойчивость к истиранию, к растрескиванию, к кислотам, диэлектрические свойства.
- Силикон – высокая термостойкость (до +220°С), химическая стойкость, низкая адгезия (не налипает рассыпанный материал).
Стоит понимать, что каждый из материалов – это не один вид, а, часто, целая группа со схожим составом, но различными свойствами. Например, в зависимости от состава можно получать полиуретан с разной твердостью рабочей поверхности – от 60 до 98 единиц по Шору А. Чем выше твердость, тем выше стойкость к механическим повреждениям. Соответственно, при подборе нужно учитывать не только вид материала, но и его свойства, их соответствие условиям использования и вообще направление промышленности. Например, для тяжелой промышленности не применяются синтетические покрытия, а для легкой (целлюлозно-бумажной, текстильной) – наоборот.
Рисунок рабочей поверхности
Кроме того, на работу влияет рисунок поверхности. В частности, от него зависит сцепление с лентой или транспортируемыми изделиями, если речь о футеровке рольгангов.
Примеры поверхности:
- гладкая,
- среднегранулированная,
- крупногранулированная,
- пупырчатая,
- игольчатая,
- ячеистая и т.д.
Рисунок также нужно подбирать под задачи.
Способы футеровки барабанов и валов
Всего применяется 3 способа футеровки:
- Горячая вулканизация. Нанесение материала на вращающийся барабан в расплавленном состоянии. Самый надежный метод, поскольку на поверхности образуется монолитное покрытие, толщину которого можно регулировать. В то же время, самый дорогой и наименее удобный: барабан или вал нужно демонтировать, отвезти в футеровочный цех, поместить в автоклав, футеровать, доставить обратно, установить, отрегулировать и лишь после этого запустить линию. Кроме того, возможность обработки ограничена размером автоклава.
- Холодная вулканизация. Как и в случае со стыковкой конвейерных лент, подразумевает приклейку листового материала (синтетической вальянной ленты или резиновых пластин разной толщины и с разной фактурой) на одно- или двухкомпонентный клей. Поверхность вала зачищается, обезжиривается, после чего наклеивается покрытие, и заделываются стыки. Спецоборудование не требуется, работу можно осуществлять по месту, не снимая вал/барабан. Несмотря на то, что метод не дает той же прочности, что и горячая вулканизация, простота и существенно более низкая цена зачастую оказываются решающим фактором при выборе.
- Футеровка пластинами (механическая). Используется только с резиновыми и резинокерамическими покрытиями. Пластины крепятся к барабану механически – с помощью наваривания на вал установочного крепежа, удерживающего края пластин. Плюсы примерно те же, что и в предыдущем методе, но выбор материалов существенно ограничен.
Резюмируем
С одной стороны, футеровка – задача не обязательная. С другой – это относительно простой и не самый дорогой метод продлить срок службы и увеличить эффективность работы конвейера. Особенно в случае с холодной вулканизацией. Но при этом крайне важно, чтобы тип материала и рисунок его поверхности были подобраны правильно, а работы по установке – выполнены качественно со знанием специфики и тонкостей.