Практически любой узел конвейера требует периодической замены. Особенно активно изнашиваются транспортерные ленты и приводные ремни, так как они испытывают постоянные и крайне разнообразные нагрузки. И поскольку чаще всего на линиях устанавливаются клиновые ремни, как наиболее доступные и простые в эксплуатации, мы расскажем, как производится замена клиновых ремней, и на что нужно обратить особе внимание во время обслуживания.
Когда пора менять ремни?
В целом, ременная передача обладает достаточно высокими показателями износостойкости и продолжительным сроком эксплуатации. Однако ремень неизменно изнашивается из-за превышения допустимых нагрузок, тяжелых условий эксплуатации или банального трения, снизить влияние которого физически невозможно. И клиновые ремни, которые обеспечивают сцепление со шкивами исключительно благодаря трению боковин, изнашиваются активнее всего.
О том, что ремень необходимо заменить, обычно свидетельствует возросший уровень шума, в частности появление «визга» или «свиста», свидетельствующего о том, что ремень проскальзывает на шкиве, а также появившиеся вибрации. Все это – следствие растяжения или появления надрывов. Проскальзывание также может служить причиной падения КПД или неполадок в работе производственной линии. А внезапный обрыв станет нежелательной причиной вынужденного простоя производства и потенциальной потери прибыли.
По этой причине замена приводных ремней должна производиться заблаговременно, а еще лучше – регулярно, в виде планового обслуживания конвейера.
Как подобрать новый ремень?
Самый простой способ – ориентироваться на маркировку, указанную на широкой стороне клинового ремня. Основная проблема здесь в отсутствии единого стандарта для нее. В разных странах используются разные стандарты (ГОСТ в России, RMA в США, DIN в Европе и международный ISO) и разные обозначения. Соответственно, если привычные и ранее использовавшиеся модели ремней пропадут из продажи, что крайне актуально в условиях логистических проблем и санкций последних лет, придется подбирать для них аналоги. Для этого можно воспользоваться таблицами соответствий. Однако это не решает другой проблемы – путаницы в обилии серий и собственных маркировок внутри каталогов производителей.
С учетом вышесказанного, при невозможности покупки привычной модели ремня или желании сменить производителя из-за недостаточно высокого качества или износостойкости, для подбора лучше всего обратиться к профессионалам, предварительно уточнив тип и маркировку изношенного ремня. При этом замену вполне реально произвести самостоятельно.
Как заменить клиновый ремень?
Общий план работ таков:
- Обесточить конвейер или отдельный узел, где производится замена.
- Снять защитных кожух.
- Ослабить натяжение ремня, например, сдвинув вбок двигатель с ведущим шкивом. Не нужно пытаться снять старый ремень силой, даже если он сильно изношен. Во-первых, это не поможет при установке нового. Во-вторых, может повредить соседние узлы.
- После того как ремень будет снят, стоит тщательно осмотреть его и попытаться понять происхождение появившихся дефектов. В большинстве случаев причиной повреждений является не естественный износ, а неполадки в конструкции, например, износ одного из шкивов, нарушение соосности или трение о соседние элементы. Если не устранить эти неполадки, новый ремень выйдет из строя так же быстро.
- Обязательный шаг – оценка степени износа шкивов. Для этого используются специальные калибры – металлические «звезды», форма вершин которых соответствует правильной форме ручья шкива. Калибр позволяет оценить износ боковых поверхностей. Если он составляет более 0,4 мм, шкив рекомендуется заменить.
- Также стоит оценить состояние и целостность других узлов, например, валов и подшипников.
- Перед установкой нужно обязательно удалить загрязнения со шкива, скапливающиеся в нем в процессе эксплуатации, а также пыль с нового клинового ремня, которая могла осесть на нем во время долгого хранения.
- В случае, когда для передачи мощности в приводе используется несколько клиновых ремней, при значительном износе одного рекомендуется менять весь комплект. Причем устанавливать изделия одной модели от одного производителя для равномерного распределения нагрузки.
- Установить натяжение ремня, закрепив ранее освобожденные узлы на своих местах.
- Прокрутить привод вручную на несколько оборотов, чтобы убедиться в том, что ремень достаточно натянут и работает правильно.
- Установить защитный кожух.
Несмотря на то, что конструкция современных синтетических ремней эффективно препятствует их растяжению, после первых 24 часов эксплуатации конвейера в штатном режиме рекомендуется перепроверить натяжение ремня и, при необходимости, подтянуть его. На этом замену клинового ремня можно считать завершенной.